ВОПРОСЫ АТОМНОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ВАНТ. Серия: Ядерно-реакторные константы

Расширенное продолжение серии: Ядерные константы c 1971 года

English (UK)

ISSN 2414-1038 (online)

DOI: 10.55176/2414-1038-2019-3-261-272

Авторы

Орлова Е.А.

Организация

Обнинский институт атомной энергетики – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Обнинск, Россия

Орлова Е.А. – ведущий инженер, кандидат технических наук. Контакты: 249040, Калужская обл., Обнинск, Студгородок 1. Тел.: (910) 592-08-62; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript..

Аннотация

Тепловыделяющий элемент (твэл) представляет собой сложную систему, состоящую из топлива, внутритвэльного подслоя, оболочки, защитных покрытий на поверхности оболочки и контактирующую с теплоносителем и материалом контура в целом.
Синергетика (самосогласованность) взаимодействия элементов этой системы должна быть обеспечена как в отношении высокой теплопроводности твэла, так и в отношении коррозионной совместимости.
Использование жидкометаллического подслоя (ЖМП) вместо газового, позволяет существенно (на сотни градусов) снизить температуру в центре топлива, что повышает безопасность при авариях UTOP (неконтролируемое увеличение мощности) ULOF (потеря расхода теплоносителя).
Толщина зазора при использовании ЖМП (в отличие от гелиевого) может быть существенно увеличена, что практически не повлияет на тепловые характеристики твэла, но позволит заметно отдалить время наступления прямого контакта топлива с оболочкой, увеличив тем самым глубину выгорания тяжелых атомов и повысив экономическую эффективность и конкурентоспособность быстрых реакторов продлением ресурса твэлов.
Особенно эффективны эти принципы при использовании теплопроводного ядерного топлива (металлическое, нитридное, карбидное) и свинцового теплоносителя.
Синергетически обоснованная коррозионная совместимость оболочки твэла с ЖМП подтверждена многочисленными расчетно-экспериментальными исследованиями посредством формирования и самозалечивания случайных повреждений защитного покрытия нитрида циркония на внутренней поверхности стали в ЖМП эвтектического состава на основе свинца с магнием и цирконием.
При использовании нитридного топлива теплопроводный ЖМП с антикоррозионными свойствами ресурс твэла лимитируется уже не распуханием топлива, а повреждающей оболочку дозой.

Ключевые слова
синергетика, твэл, нитридное топливо, теплоносители на основе свинца, магний, цирконий, антикоррозионное покрытие, жидкометаллический внутритвэльный подслой

Полная версия статьи (PDF)

Список литературы

УДК 621.039.534, 621.039.517.5

Вопросы атомной науки и техники. Cерия: Ядерно-реакторные константы, 2019, выпуск 3, 3:22