Авторы
Курина И.С., Фролова М.Ю., Чесноков Е.А.
Организация
АО «Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского», Обнинск, Россия
Курина И.С. – ведущий
научный сотрудник, кандидат технических наук, доцент.
Фролова М.Ю. – инженер
1 категории. Контакты: 249033, Калужская
обл., Обнинск, пл. Бондаренко, 1. Тел.: (484) 399-55-77; e-mail:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Чесноков Е.А. – руководитель группы.
Аннотация
В настоящей работе
представлен обзор известных зарубежных научных публикаций, посвящённых
исследованию поведения под облучением металлического U-Zr ядерного топлива. Приведена информация по решению важных проблем,
возникающих при облучении металлического топлива.
Отмечена связь и преемственность
работ с U-Zr топливом с первоначальными работами по изготовлению и исследованию
топливных стержней U-5 масс. % Fs (фиссиума) с различной плотностью для
экспериментального реактора-размножителя EBR-II.
Особое
внимание уделено основным явлениям, происходящим во время реакторного облучения
металлического топлива, таким как радиационное распухание топлива вследствие
накопления твёрдых и газообразных продуктов деления; образование и неоднородное
распределение пористости; механическое взаимодействие топлива с твэльной
оболочкой; радиальная миграция компонентов оболочки, топлива и продуктов
деления (лантаноидов); физико-химическое взаимодействие топлива с оболочкой. Изучение этих радиационно-индуцированных явлений
имеет решающее значение для процесса разработки и лицензирования современного
металлического топлива.
Отмечено,
что распухание легированного металлического топлива носит анизотропный характер:
увеличение длины топливных сердечников по мере выгорания U-Zr топлива всегда
оказывается меньше, чем увеличение диаметра сердечников. При этом увеличение диаметра в основном происходит до
выгораний около 1–2 % т.а. Обеспечение
исходной эффективной плотности топлива с поперечном сечении твэла не выше 75 %
(за счёт соответствующего зазора «топливо – оболочка», допускающего при свободном распухании 30 %-е увеличение
поперечного сечения топливного столба) оказывается достаточным для предотвращения контакта топлива с оболочкой
твэла до момента возникновения взаимосвязанной открытой пористости и связанного
с этим резкого снижения возможности нагружения оболочки твэла со стороны
топлива, а также для достижения выгорания топлива более 10 % т.а. При
такой конструктивной особенности твэла основной вклад в нагружение оболочки
вносит давление газообразных продуктов деления, которое компенсируется
соответствующим подбором объёма газосборника.
>Отмечено, что физико-химическое
взаимодействие топлива с твэльной оболочкой обусловлено, в первую очередь,
диффузией Fe и Ni из стальной оболочки в топливо, а также диффузией продуктов
деления (лантаноидов: La, Ce, Nd, Sm, Pr и др.) из топлива в оболочку. При этом
физико-химическое взаимодействие зависит от выгорания, температуры топлива и
температуры внутренней поверхности оболочки. Представлен обзор
экспериментальных данных по радиальным распределениям компонентов облученного
топлива и образующихся в процессе облучения твёрдых продуктов деления
(лантаноидов).
Ключевые слова
металлическое топливо, сплав U-Zr, облучение, выгорание, распухание, газообразные продукты
деления, взаимодействие топлива с оболочкой, распределение лантаноидов
УДК 669.822.5
Вопросы атомной науки и техники. Cерия: Ядерно-реакторные константы, 2022, № 2, c. 61–75