ВОПРОСЫ АТОМНОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ВАНТ. Серия: Ядерно-реакторные константы

Расширенное продолжение серии: Ядерные константы c 1971 года

English (UK)

ISSN 2414-1038 (online)

ИСПЫТАНИЯ ПОЛНОМАСШТАБНОГО МАКЕТА ОСЕВОГО ПОДШИПНИКА ДЛЯ ГЕРМЕТИЧНОГО ГЦН-2 РУ БН-1200М НА ВОДЕ

EDN: MAZITV

Авторы

Бабушкин С.В., Африкантов Г.Г., Новиков С.В., Скулкин Н.Г., Бугреев А.В., Сальников В.Г., Луканов А.В., Порфирьев М.С.

Организация

АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова», Нижний Новгород, Россия

Бабушкин С.В. – кандидат технических наук, главный конструктор.
Африкантов Г.Г. – заместитель главного конструктора.
Новиков С.В. – начальник подразделения.
Скулкин Н.Г. – заместитель начальника подразделения.
Бугреев А.В. – начальник подразделения.
Луканов А.В. – ведущий инженер-испытатель.
Порфирьев М.С. – инженер-конструктор.
Сальников В.Г. – ведущий инженер-конструктор. Контакты: 603950, Нижний Новгород, Бурнаковский проезд, д. 15. Тел.: (831) 241-02-80, факс (831) 241-87-72; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript..

Аннотация

Радиально-осевой подшипниковый узел ГЦН-2, работающий на натрии, является техническим устройством, которое входит в состав главного циркуляционного насоса второго контура РУ БН-1200М и предназначен для восприятия осевого усилия, действующего на ротор главного циркуляционного насоса. В АО «ОКБМ Африкантов» был спроектирован и изготовлен полномасштабный макет радиально-осевого подшипникового узла и рабочий участок, предназначенный для его испытаний. Следует отметить, что до настоящего времени не были проведены исследования материалов пар трения, применяемых в конструкциях осевых подшипников, работающих в натрии. Ранее никогда не разрабатывались подшипники скольжения таких больших размеров (что представляет собой технологическую проблему с точки зрения точности изготовления трущихся поверхностей), работающих на низковязкой среде. В результате исследований и экспериментальных работ с различными материалами, применяемыми для изготовления пар трения, были определены наиболее работоспособные материалы. Рабочей средой при испытаниях служил дистиллят. Требования к контролю качества дистиллята не предъявлялись. Произведенный комплекс исследовательских работ подтвердил работоспособность конструкции на воде при различной вязкости среды, вплоть до вязкости соответствующей вязкости натрия (при испытаниях на воде с 80°С), определил эксплуатационные пределы работы данного подшипника, подтвердил возможность применения выбранных материалов.

Ключевые слова
главный циркуляционный насос, осевой подшипник скольжения, герметичный двигатель, пара трения, наплавка, покрытие, натриевый стенд, ходовая часть

Полная версия статьи (PDF)